Наука технологии инновации №2(2)-2017, 10-16 с

PDF

Кваша Т.К. — заведующая отделом Украинского института научнотехнической экспертизы и информации, ул. Антоновича, 180, г. Киев, Украина, 03680; +38 (044) 521-00-26; kvasha@uintei.kiev.ua

Паладченко Е.Ф. — заведующая сектором УкрИНТЕИ, ул. Антоновича, 180, г. Киев, Украина, 03680; +38 (044) 521-00-80; paladchenko@uintei.kiev.ua

Молчанова И.В. — с.н.с. УкрИНТЕИ, ул. Антоновича, 180, г. Киев, Украина, 03680; +38 (044) 521-00-80; molchanova_irina@ukr.net

РОЛЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ
И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ
ИННОВАЦИОННЫХ ПРИОРИТЕТОВ

Резюме. Статья посвящена анализу результатов исследования приоритетных направлений инновационной деятельности регионального уровня, которые являются составной частью системы инновационных приоритетов. Исследование осуществлено впервые в Украине с целью решения проблемы формирования и утверждения региональных приоритетных направлений, а также их реализации. Работа проведена с применением мониторинга на основе законодательной базы Украины и официальной информации государственных администраций. Мониторинг законодательства свидетельствует, что инновационная деятельность в регионах осуществляется в рамках региональных стратегий развития на период до 2020 г., которые содержат разделы по инновационной деятельности по приоритетным отраслям экономики региона, программ научно-технического и инновационного развития, предприятий по соответствующим видам экономической деятельности. Госадминистрации напрямую не определяли региональные приоритеты инновационной деятельности, поскольку нет полной согласованности действий центральных и местных органов власти относительно механизма реализации законодательства для их формирования и финансирования, что не способствует региональному инновационному развитию. Исследование реализации инновационной деятельности в регионах в 2015 г. осуществлено по профилю определенных законодательством стратегических и среднесрочных общегосударственных приоритетов, результаты которого свидетельствуют, что только 8,2% объемов средств направлено на приоритетную деятельность, а 91,8% — вне приоритетов (“Другое”). Сделаны выводы, что такая ситуация является проблемой, так как не способствует региональному инновационному развитию и делает невозможным для МОН реализацию единой научно-технической и инновационной политики. Решение проблемы требует нормативноправового урегулирования механизма формирования, реализации и мониторинга среднесрочных приоритетных направлений инновационной деятельности регионального уровня согласно соответствующему акту Кабинета Министров Украины. Результаты исследования позволили оценить нормативно-правовое обеспечение при формировании региональных приоритетных направлений инновационной деятельности и состояние их реализации, выявить основные проблемы этого процесса и возможные пути их решения.

Ключевые слова: инновационная деятельность, региональные приоритетные направления, среднесрочные приоритеты, мониторинг нормативно-правового обеспечения, финансирование региональных приоритетов.