Наука технологии инновации №4(12)-2019, 11-15 с

http://doi.org/10.35668/2520-6524-2019-4-02

Кирюхин Н.М. — канд. физ.-мат. наук, с.н.с., президент Союза научных и инженерных объединений Украины, ул. Сечевых Стрельцов, 21, г. Киев, Ураина, 04050; +38 (044) 272-42-85; info@snio.org.ua; ORCID: 0000-0001-6017-4043

ТОП-4 СЕКРЕТА ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Резюме. В статье приведена информация о новом сегменте научной деятельности, который стремительно развивается во всем мире и носит условное название — научная грамотность. Для подтверждения приведены примеры из двух международных конференций по этому вопросу (Пекин, 2018 и 2019 годы).
Дискуссии на этих конференциях дают достаточно подтверждений относительно того, что научная грамотность может иметь свою нишу (целевая группа, методология и т. д.), которая отличается от хорошо известного STEM (наука, технология, инженерия, математика). Основная задача STEM — отбор талантливых людей. В то же время, некоторое количество научной информации требуется не только упомянутым талантам, но и остальным людям нашей планеты. Невозможно правильно определить, какой процент населения имеет интерес к конкретной научной информации. Но нет никаких сомнений в том, что все жители Земли должны располагать достоверной информацией о том, как наука, техника и инженерия изменят их личную жизнь в ближайшем и отдаленном будущем. Изменение климата является наиболее ярким примером, но также можно добавить искусственный интеллект, влияние облучения от сотовых телефонов на мозг, нехватку чистой воды и т. д. Чтобы удовлетворить вышеуказанные запросы, следует сформировать новую область научной деятельности. Естественное название этой области — научная грамотность. В качестве первого шага идентификации научной грамотности автор предлагает для нее собственное определение. Специальные инструменты продвижения для этой области научной деятельности уже существуют во всем мире. Это научно-популярные книги, технические музеи и т. д. Автор проанализировал эти инструменты и сделал вывод, что для эффективного продвижения научной грамотности они должны быть: а) недорогими; б) воспроизводимыми; в) интересными;  г) использовать современные технологии. В статье приведены примеры, подтверждающие этот вывод, а также предложен план действий для более эффективного международного распространения научной грамотности.

Ключевые слова: научная грамотность, STEM (наука, технологии, инжиниринг, математика), определение понятий, механизмы внедрения.