Наука технологии инновации №2(14)-2020, 67-73 c

http://doi.org/10.35668/2520-6524-2020-2-08

Пунда А. О. — д. ю. н., доцент, ведущий научный сотрудник Университета государственной фискальной службы Украины, ул. Университетская, 31 м. Ирпень, Киевская область, Украина, 08205; +38 (097) 457-64-10; oleksandrpunda@gmail.com; ORCID: 0000-0002-9175-3141

Арзянцева Д. А. — к. э. н., доцент, доцент кафедры менеджмента, финансов и страхования Хмельницкого университета управления и права им. Леонида Юзькова, ул. героев Майдана, 8, м. Хмельницкий, Украина, 29000; +38 (067) 265-88-74; ardasha2001@gmail.com; ORCID: 0000-0001-8014-7544

Захаркевич Н. П. — к. э. н., доцент, доцент кафедры менеджмента, финансов и страхования Хмельницкого университета управления и права им. Леонида Юзькова, ул. героев Майдана, 8, м. Хмельницкий, Украина, 29000; +38 (068) 832-97-23; z.nata.p@ukr.net; ORCID: 0000-0001-7959-7302

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ РЕФОРМЫ

Резюме. Статья посвящена вопросам проблематики информатизации здравоохранения в условиях проведения медицинской реформы в Украине. Автор отмечает, что сервисная составляющая медицинской реформы должна открыть свободный доступ пациентам к информации, в связи с чем в Украине вводится система eHealth (электронного здравоохранения). eHealth обеспечивает обмен медицинской информацией и реа­лизацию программы медицинских гарантий населения. Обосновано, что с целью эффективной реализации государственной информационной политики в медицинской сфере необходима разработка и принятие нормативно-правового акта, например, Закон Украины “О функционировании электронного здравоохранения в Украине”. Задачей такого акта должно быть определение субъектов осуществления информационной политики в этой сфере, полномочия отдельных органов и негосударственных организаций или субъектов хозяйственной коммерческой деятельности, привлеченных к разработке и функционирования электронной системы здравоохранения. Важным элементом нормативного регулирования должно стать решение вопроса обеспечения кибербезопасности при использовании eHealth и определения ответственности конкретных субъектов за возможные нарушения или создание угрозы системы. Определено, что eHealth должна охватить все сферы предоставления медицинских услуг, в том числе и сферу “военной” и “ведомственной медицины”. Отмечено, что важным элементом надежного функционирования eHealth должна стать подготовка медицинского персонала для работы с базами данных. В то же время, должно быть учтено положение о возможности предоставления “облачных” услуг, связанных с функционированием электронной системы здравоохранения, при разработке законопроекта “Об облачных услугах”. Требует своей оценки возможность использования “облачного” хранения данных медицинского характера и требований по использованию “облачных” информационных сервисов, которые предоставляются с территорий другой юрисдикции, чем национальная.

Ключевые слова: медицинская реформа, электронное здравоохранение, “облачные” услуги, информационные реестры, персональные данные, “облачные услуги”.