Наука технологии инновации №3(11) 2019, 54-61 с

 PDF

http://doi.org/10.35668/2520-6524-2019-3-06

Кваша Т.К. — завотделом Украинского института научно-технической экспертизы и информации, ул. Антоновича, 180, г. Киев, Украина, 03680; +38 (044) 521-00-74; kvasha@uintei.kiev.ua

Паладченко Е.Ф. — завсектором Украинского института научно-технической экспертизы и информации, ул. Антоновича, 180, г. Киев, Украина, 03680; +38 (044) 521-00-80; paladchenko@uintei.kiev.ua

Молчанова И.В. — с.н.с. Украинского института научно-технической экспертизы и информации, ул. Антоновича, 180, г. Киев, Украина, 03680; +38 (044) 521-00-80; molchanova_irina@ukr.net

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПУТЕМ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИОРИТЕТОВ

Резюме. Статья посвящена результатам исследования государственной финансовой поддержки стратегических приоритетных направлений инновационной деятельности в Украине с целью возможного их использования при обосновании и формировании стратегических приоритетов на 2022–2031 годы. Авторами приведены результаты выполненной научной работы, которые свидетельствуют, что в 2018 г. объем бюджетного финансирования стратегических приоритетов составил 291452,83 тыс. грн, что на 12,5 % больше по сравнению с 2017 годом. Отмечено, что в общих объемах бюджетного финансирования инновационной деятельности этот объем занимает 94,9 %, что на 2,2 в. п. выше по сравнению с 2017 г. и свидетельствует о росте результативности использованных на инновационную деятельность бюджетных средств, поскольку они направлены непосредственно на стратегические приоритеты. Наибольшую долю средств (52,6 %) получил приоритет 4 “Технологическое обновление и развитие агропромышленного комплекса”, наименьшую (1,8 %) — приоритет 5 “Внедрение новых технологий и оборудования для качественного медицинского обслуживания, лечения, фармацевтики”. По сравнению с 2017 г. выросли объемы бюджетной поддержки всех стратегических приоритетов, из которых наивысший рост имел приоритет 7 (сфера ИКТ) и существенный — приоритет 2 (сфера транспорта), на основе чего сделан вывод о значительном росте потребности в инновационных ИКТ и транспортных технологиях при некотором замедлении потребности в инновациях по другим стратегическим направлениям. Доказано, что преобладающую долю бюджетных средств (92,6 %) в 2018 г., как и в предыдущие годы, направлено на выполнение НИОКР. Расходы осуществлено из общего (0,5 %) и специального (99,5 %) фондов тремя распорядителями бюджетных средств: Министерство образования и науки Украины, Министерство экологии и природных ресурсов Украины, Национальная академия аграрных наук Украины, при этом МОН — единственный распорядитель, как и в предыдущие годы, осуществлял финансовую поддержку всех стратегических приоритетов. Была рассчитана доля объема бюджетной поддержки по отношению к номинальному ВВП, которая в 2018 г. составляет 0,0082 % (в 2017 г. — 0,0087 %, в 2016 г. — 0,0082 %). Сделаны выводы о том, что в 2018 г. реальная государственная финансовая поддержка стратегических приоритетов инновационной деятельности осуществлена на уровне 2016 г., несмотря на абсолютный рост ее объемов. Выявлено, что основной проблемой государственного регулирования инновационной деятельности путем бюджетной поддержки стратегических инновационных приоритетов является незначительное их финансирования из общего фонда госбюджета. Предложено для преодоления этой проблемы учитывать инновационные приоритеты при формировании государственных заказов и государственных программ, как это предусмотрено законодательством.

Ключевые слова: государственное регулирование, инновационная деятельность, бюджетная поддержка, финансирование, стратегические приоритеты, распорядители средств, проблемы.