Наука технологии инновации №3(15)-2020, 33-43 с

 PDF

http://doi.org/10.35668/2520-6524-2020-3-04

Баланчук И. С. — с.н.с. ГНУ “Украинский институт научно-технической экспертизы и информации”, ул. Антоновича, 180, г. Киев, Украина, 03680; +38 (044) 521-09-81; balanchuk@uintei.kiev.ua; ORCID: 0000-0002-5179-7350

РОЛЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ЭКОСИСТЕМАХ ШВЕЦИИ

Резюме. Уже давно известно, что качественное образование, владение практическими знаниями у населения — это залог успешного развития любого государства. Это касается всех отраслей экономики,  а особенно, научно-технической сферы. Страны скандинавского региона активно используют эту аксиому в своей деятельности. В частности, Швеция еще более 30 лет назад запустила цепочку реформ в образовательной и научной отраслей. Сегодня они привели к появлению высокоразвитого интеллектуального общества, которое эволюционирует, основываясь на качественном образовании и профессиональных знаниях. Такое общество в состоянии построить инновационное государство современного образца, которое четко решает все вызовы. Главным и основным местом получения образования и приобретения знаний в Швеции, как и во всем мире, являются высшие учебные заведения. Еще сто лет назад Швеция была слабо развитой страной, которая занимала последние позиции практически по всем критериям, как на мировом, так и на региональном уровнях. Однако все изменилось с началом экономических, социальных, образовательных и научных реформ. Качественное образование, практические знания, человеческий “капитал” вышли на первое место по важности для власти Швеции, и это стало поворотным моментом в истории этой страны. Правильные решения в правильные моменты времени привели к тому, что в Швецию на учебу и работу ринулись сотни тысяч иностранных граждан. Чтобы уже потом, через некоторое время, строить инновационное общество в своих странах. В результате этого Швеция получила прочный базис в сфере науки и инноваций. Следствием стал высокий уровень коммерциализации собственных разработок и технологий. Количество и качество проведенных НИОКР постоянно растет, уровень научных работ позволяет их авторам становиться лучшими в своих сферах исследований на региональном и мировом уровнях. Эти результаты стали возможными благодаря целому комплексу сложных решений, реформ, но главным фактором в данном процессе стала активная вовлеченность высших учебных заведений в научный процесс в Швеции.

Ключевые слова: Швеция, образование, наука, инновационная экосистема, инновации, трансфер технологий, высшие учебные заведения, НИОКР, экономика, коммерциализация.