Наука технологии инновации №3(15)-2020, 55-64 с

 PDF

http://doi.org/10.35668/2520-6524-2020-3-06

Рева А. Н. — д. т. н., профессор, главный научный сотрудник ГНУ “Украинский институт научно-технической экспертизы и информации”; ул. Антоновича, 180, г. Киев, Украина, 03680; +38 (044) 521-00-10; ran54@meta.ua; ORCID: 0000-0002-5954-290X

Камышин В. В. — д. п. н., с. н. с., и. о. директора ГНУ “Украинский институт научно-технической экспертизы и информации”, ул. Антоновича, 180, г. Киев, Украина, 03680; +38 (044) 521-00-10; kvv@ukrintei.ua; ORCID: 0000-0002-8832-9470

Шульгин В. А. — к. т. н., доцент, декан факультета летной эксплуатации Летной академии Национального авиационного университета, ул. Добровольского, 1, г. Кропивницкий, 25005; VAShulgin@ukr.net; ORCID: 0000-0001-7938-8383

Невиницын А. Н. — к. т. н., доцент, декан факультета обслуживания воздушного движения Летной академии Национального авиационного университета, ул. Добровольского, 1, г. Кропивницкий, Украина, 25005; nevatse@ukr.net; ORCID: 0000-0001-7000-4929

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ: МЕДИАНА КЕМЕНИ КАК ОПТИМИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ГРУППОВОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПОЧТЕНИЙ АВИАДИСПЕТЧЕРОВ НА ОПАСНОСТИ ХАРАКТЕРНЫХ ОШИБОК

Резюме. Системы преимуществ авиадиспечеров “переднего края” на показателях и характеристиках их профессиональной деятельности является одним из индикаторов, демонстрирующих влияние человеческого фактора на принятие решений, а следовательно, и на “отношение к опасным действиям или условий”. Это, в свою очередь, является одним из составляющих текущей парадигмы безопасности полетов ІСАО. Под системой предпочтений следует понимать упорядоченный ряд указанных показателей и характеристик от наиболее к наименее опасным, в том числе ошибок, которые могут быть допущены авиадиспетчерами. Групповые системы преимуществ обладают рядом свойств (особенности сложившейся в конкретном социуме — диспетчерской смене — мнения относительно восприятия факторов угроз и опасностей, влияние отношения инструкторского персонала к угрозам и опасностям, технология их преодоления, статистика авиационных происшествий и серьезных инцидентов в зоне ответственности и т.п.), которые следует учитывать в процессе управления безопасностью полетов и определяют путем агрегации индивидуальных систем преимуществ. Указанная агрегация происходит с помощью стратегий принятия групповых решений, среди которых следует указать на стратегию суммирования и усреднения рангов, является более рискованной, однако позволяет установить степень согласованности мнений с помощью коэффициента конкордации Кендалла. Важной является стратегия, базирующаяся на классическом критерии принятия решений Севиджа, которая имеет оптимизационное содержание и позволяет минимизировать отклонения во мнениях относительно опасностей ошибок как большинства, так и меньшинства членов группы. Медиана Кемени имеет ярко выраженный непараметричный оптимизационный содержание, однако почти не применяется в исследованиях влияния человеческого фактора на принятие решений в авиационных системах. Индивидуальные системы предпочтений m = 37 авиадиспетчеров на спектре n = 21 характерных ошибок были построенные ими с помощью обычного метода попарных сравнений и нормативной установки части суммарной опасности. Применение технологии обнаружения и отсеивания маргинальных мыслей – индивидуаль­ных систем преимуществ, которые существенным образом отличаются от общегрупповой, позволило выделить подгруппу mА = 26 с высоким уровнем внутригрупповой согласованости мыслей: коэффициент конкордации равен W = 0,7144 и является статистически вероятным на высоком уровне значимости a = 1 %. Индивидуальные системы предпочтений членов подгруппы mА были применены для реализации эвристического алгоритма и построения искомой медианы Кемени, которая совершенствует согласованную систему предпочтений и имеет необычайно высокий уровень совпадения с групповыми системами преимуществ, полученными с помощью других стратегий групповых решений: среднее значение коэффициента ранговой корреляции Спирмена равна и в 1,7 раза превышает минимально приемлемое его значения.

Ключевые слова: безопасность полетов, человеческий фактор, авиадиспетчеры, опасности ошибок, индивидуальные и групповые системы предпочтений, оптимизационная модель, медиана Кемени.